Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8 (812) 200-42-68 Алексей, для связи со мной нажмите кнопку 1.
Поход за Хариусом на Пятиречье. Виталий Удалов (публикуется с личного разрешения автора!
Автор погиб.. Вечная память Виталию!! Рассказ публиковался задолго до его гибели, с его личного разрешения. На ваш суд его , к сожалению, последний рассказ.
Пятиречье – это сердце Полярного Урала, красивейшее место, где сливаются вместе реки Правая и Левая Пайера, Бурхойла, Хойла и Лагорта-Ю. Сливаясь, они образуют реку Танью, которая впадает в озеро Ворчато. Из озера выходит река Ворчатовис, далее по ней Вы попадёте в р.Войкар Приобского бассейна. Основная цель путешествия. Рыбалка, рыбалка и ещё раз рыбалка. Хариус, Окунь и Щука.
Пятиречье – это сердце Полярного Урала, красивейшее место, где сливаются вместе реки Правая и Левая Пайера, Бурхойла, Хойла и Лагорта-Ю. Сливаясь, они образуют реку Танью, которая впадает в озеро Ворчато. Из озера выходит река Ворчатовис, далее по ней Вы попадёте в р.Войкар Приобского бассейна.
Основная цель путешествия. Рыбалка, рыбалка и ещё раз рыбалка. Хариус, Окунь и Щука.
Наш маршрут: г.Пермь- г.Нытва-г.Киров-ст.Сейда-ст.Харп-Пятиречье-р.Танью-оз.Ворчато-р.Ворчатывис-р.Войкар-п.ВершинаВойкар-п.Мужи-г.Берёзово-п.Приобье-г.Пермь.
До г.Киров автомобильная часть маршрута, 510км
От г.Киров до ст.Харп по железной дороге
От ст.Харп до Пятиречья на вездеходе, 90км
От Пятиречья до п.Вершина Войкар водная часть маршрута на катамаране, 170км
От п.Вершина Войкар до п.Мужи на моторках
От п.Мужи до ст.Приобье на Метеорах
От ст.Приобье до г.Пермь по железной дороге.
Состав группы:
Первый. Зануда.
Второй. Шеф-повар.
Третий. Начальник.
Четвёртая. Окси.
Пятая. Кис-кис.
Шестой и Седьмой. Пенсионеры №1 и №2. Попали в группу на подсадку, с целью удешевления вездеходной заброски.
Первый. ЗАНУДА.
Да, да – это Я! Перед тем как сесть за написание этого отчета я, естественно, планировал назвать себя Адмиралом! В крайнем случае, не возражал бы, чтоб меня звали хотя бы - Босс, Главный, Шеф, Руководитель и т.п. Но вопрос, запущенный в группу - как, кого поименовать, к моему удивлению, вызвал много споров и разногласий. И все они в основном сводились к моей персоне. Оказывается народ (не сговариваясь) к концу похода дал мне прозвище «Зануда». И получил я его «всего лишь» за то, что наставлял на путь истинный молодежь (новичков на Полярном Урале), заставлял прятать спиртное в поезде, и сознаюсь честно, пару раз повысил голос на девушку, донимавшую меня несправедливыми замечаниями. Не понимаю, чем я так их достал? Что за запоздалые претензии? Но, как говориться, против коллектива не попрешь. Так в этом походе я стал ЗАНУДОЙ!
Сделаю небольшое отступление и расскажу скромно о себе. Кроме мелких ПХД по Пермскому краю, Свердловской обл., Башкирии и четырёх двухнедельных сплавов с рыбалкой с Шеф-поваром по нашим любимым Пермским рекам Чикман и Яйва, это был уже третий мой поход за Полярный круг, и второй из них - в роли руководителя и организатора.
Впервые на Полярном Урале я оказался в 2011 году. Была пешка от станции Елецкая (Северной ж.д) через Кечьпельский перевал на Пятиречье (далее сплав). Инициаторами похода были пенсионеры №1 и №2. Шли мы тогда пять дней с четырьмя ночёвками. Из особенно запомнившегося могу отметить то, что у трёх участников, включая меня, на ногах были резиновые сапоги-болотники производства Балаково, и все они пришли в негодность. У меня потекло над каблуком, у других лопнули швы на голенищах. Сапоги с мягкими голенищами, типа Дюна прекрасно выдержали ту пешку. И похудел я тогда на 5,5 килограмм.
Весь фотоальбом здесь https://vk.com/album10558521_142909422.
Второй раз за Полярный круг (2013г.) я водил группу уже сам. Маршрут пролегал от станции 110 км. сев.ж/д (нежилой поселок Полярный) к озеру Эстото, затем по Эстовису, рекам Ния-Ю и Усе до г.Воркуты. Группа была всего из трех человек, уже хорошо знакомых друг с другом и много раз проверенных совместными походами. Я, как и большинство организаторов, придерживаюсь мнения, что ходить в походы надо только своим коллективом, чтоб исключить возможность психологической несовместимости, т.к. трудностей в походе и без того хватает.
Весь фотоальбом здесь https://vk.com/album10558521_178446381.
Ну что ж, вернемся к походу за Хариусом на Пятиречье-2014!
Продолжу представление остальных членов моей команды!
Второй. ШЕФ-ПОВАР.
Мой старинный друг со студенческих времён, мой учитель и наставник в сплавах, душа любой компании, играет на гитаре и поёт. Опытный рыболов-спиннингист. Со щукой у него давние счёты. Для него это уже третий поход за Полярный круг. В прошлом году перенёс операцию на колене, после травмы полученной от занятий айкидо. Именно из-за этого он пропустил летний сезон прошлого года, и в этот раз я из возможных вариантов, постоянно вертящихся в моих мечтах, выбрал вариант вездеходной заброски, чтоб уменьшить нагрузку на его колено. Шеф-поваром у нас в группе стал по причине того, что весь поход заведовал нашей мини коптильней и баловал нас лакомством в виде Хариуса и Окуней горячего копчения.
Тут совсем просто! Начальник он и есть начальник. По должности руководитель одной из служб предприятия МРСК Урала, филиал ПермЭнерго. Этот логотип можно увидеть на энцифалитках участников. По странному стечению обстоятельств, (а может поводом послужило получение тринадцатой зарплаты) в основной группе из пяти человек, четверо были из выше указанного предприятия. Все другие, кого приглашал в группу, после озвучивания предварительной стоимости похода, вежливо отказывались, хотя и жутко завидовали.
Начальник, из-за загруженности на работе, в совместных походах с нами не был ни разу, участвовал только в мероприятиях, посвященных ДР, крещенским купаниям и тд. На работе считается весёлым, неунывающим человеком, балагуром и юмористом. Весьма бурно интересовался моими предыдущими походами на Полярный Урал, а так как являлся заядлым рыбаком, то и мечтал о рыбе, такой, чтоб глаз с кулак, не меньше. В прошлом покоритель Лемезы и Инзера, бурных рек в Башкирии. Т.е. опыт сплавщика имел, поэтому и был приглашен в группу.
Четвёртая. ОКСИ.
Пятая. КИС-КИС.
Шестой и седьмой. ПЕНСИОНЕРЫ №1 и №2.
Маршрут, одобренный Шеф-поваром, требовал наличия микроавтобуса в автомобильной части похода, вездеходной заброски к началу сплава, и катамарана. С покупкой билетов на ЖД помог Начальник, купив их ровно за 45дней, что позволило нам ехать в двух соседних купе плацкартного вагона, всем семерым. Список снаряжения и продуктов составил сам. Предложил желающим его откорректировать, особого энтузиазма не видел. Были только непонятные мне претензии насчёт марки растительного масла, производителя овсяных хлопьев и подобное. Решил оставить их без внимания, полагаясь на свой вкус и опыт (и наличия товаров со скидкой в местных гипермаркетах, так как практически все продукты я и закупал).
Катамаран, раму и вёсла заранее забронировал в местном туристическом клубе, пользуясь личным знакомством. Не очень дорого. Правда пришлось полностью ремонтировать все вёсла, я б сказал собирать их заново из частей от разломанных, заваривать торцы труб, обрезать треснувшую часть лопастей, заклёпывать к трубам и тд. Раму комплектовать нормальными гайками, опять же помог Начальник, и в токарных работах и в приобретении специальных электродов для алюминия. Микроавтобусов нашел сразу три, провёл беседу с таксистами. Обговорил цену. Всех всё устраивало. И не подумал бы, что в дальнейшем эти таксисты добавят мне седых волос на голове. Причем несколькими пучками дело явно не ограничилось.
Отдельная песня о вездеходной заброске. Начал я с обзвона прошлогодних номеров нарытых на просторах интернета и полученных от Валентины Гончар, которая в своё время активно помогала с заброской туристам, но отошла от дел, держа на примете некоторые контакты. Половина номеров уже не отвечала, у других были завышенные цены. Договорился было с одной девушкой, что представляла своего мужа-вездеходчика. И тут совершенно случайно завязался диалог с забросчиком, известным как Диспетчер от сайта «Заброска - Активный отдых - Полярный Урал» https://zhdanov-yamaltour.hst.ru/ (далее по тексту просто «Диспетчер»).
В принципе, я тогда дал всего пару комментариев по известным мне маршрутам, в созданной группой ВКонтакте https://vk.com/club69622759.
И как то постепенно познакомился, обменялся информацией по интересующим меня маршрутам, спросил про адекватность моих предполагаемых забросчиков. И наглым образом навязался именно к Диспетчеру. И в конечном итоге нисколько не пожалел. Но об этом попозже.
Началась закупка дополнительного общего снаряжения, продуктов и тд. На рыболовном сайте https://www.fes-shop.ru/catalogue/ryibalka/ массово закупались недорогие и дорогие блёсны-вертушки, прекрасные блёсны Рапала, дополнительные телескопические спиннинги, катушки. Нарекомендовал всем участникам одежду технологии Гортекс. Так как сам уже два сезона ходил на сплавы и рыбалку исключительно в ней. Ну, прямо счастлив как слон. Не отпотевает, практически не намокает. И быстро сохнет. Двое купили армейскую одежду от Бундесвера, двое Английскую.
Итого у нас получилось трое немцев и двое англичан.
Закупили двадцатилитровые канистры с большой горловиной под рыбу, знакомый принёс 7 килограмм очень крупной соли для засолки РЫБЫ. В магазине такой не купить, а применяется она для добавления в теплоноситель отопления и в животноводстве для КРС.
В состав снаряжения была включена небольшая коптилка и решетки для жарки рыбы. Так же вспомнив, как была удобна палуба на катамаране из досок от разобранного лагеря геологов, спросил про возможность приобретения для нас подобных досок у «Диспетчера». Получив положительный ответ, начал обсуждать, сколько штук меня устроит и каких размеров. Приношу с запозданием самые искренние извинения, за мою наглость и потраченные нервы от общения со мной. Забыл добавить, что все эти дополнительные услуги были предоставлены совершенно бесплатно!
Ещё вдобавок, попросил привести к вездеходу магнитики на холодильник с местными видами и свежий хлеб. Правильно говорят, положи туристу в рот палец, он по локоть руку отхватит. В Краснодарском крае, и особенно в Сочи туристов пренебрежительно называют Бздыхами. Даже памятник установили с таким названием. Хотя именно туристический бизнес и кормит их, неблагодарных.
День отъезда в поход – всегда большой стресс. По крайней мере, для меня.
Нескоро дело движется, но наступил час Х минус один день. Тут я и начал седеть. Нытвенские таксисты один за другим начали жаловаться на маленькую, по их мнению стоимость нашей доставки в город Киров из Нытвы. Это 440км в одну сторону по вообще нормальному асфальту. Один вообще перестал отвечать на телефон. Второй заявил что сломался, и именно сейчас. Третий увеличил в полтора раза заранее обговоренную сумму. Весь поход оказался под серьёзной угрозой срыва. И тут случайно был найден ещё один таксист, который и довёз нас быстро и аккуратно до начала маршрута по ЖД.
В Кирове на вокзале нас уже ждали наши пенсионеры, что добрались туда на электричке. Разгрузились, покушали в кафешке и сели ждать отправления. Поезд Нижний Новгород-Воркута пришел по расписанию, быстренько притащили все наши 8 рюкзаков, сумки с продуктами, рамы от катамаранов и свёрток с вёслами. К слову сказать, по ЖД на одного пассажира допускается багаж 36кг, у нас был явный перебор, но все проводники с пониманием и радушием пропускали нас в наши купе. Видимо и у них всегда в душе присутствует дух романтики, и они точно знают, что значит ехать за туманом и запахом тайги. Быстро разместились по местам, закинули рюкзаки на третьи полки и завалились спать.
В предыдущие поездки по железной дороге, я вычислил постоянно рыскающих по вагонам сотрудников полиции, выявляющих выпивающих или уже «готовеньких» граждан. Сразу предупредил группу, что открыто на столике не только спиртные напитки, но даже рюмки выставлять нельзя. Пиво завернули в пакетики, рюмки от коньяка прятали под газетку. Пришлось много раз делать замечания, уже потерявшим бдительность, скажем так, осмелевшим сплавщикам. «Ага, дождался своего часа» произнёс Шеф-повар, когда наряд полиции, начал откровенно шарить взглядами по нашему купе, в котором уже изрядно пахло пивом. Те, не увидев следов преступления, ушли.
Ещё опишу очень показательный случай, свидетелем которого мы стали. Ещё при посадке в Кирове, мы обратили внимание на шумного гражданина, явно выпившего лишнего. Он оказался в одном купе с пенсионерами и Шеф-поваром, вёл себя вызывающе, получил неоднократные замечания от пассажиров. Ответом же было. «Да Вы знаете кто я такой, да у меня родня в МВД…» и прочую лабуду. В какой-то момент я заметил, что к девушке, (билет у которой оказался на нижней, под мужиком боковушке), и к которой гражданин уже начал проявлять сексуальный интерес, подсела проводник. Недолго пошептались и ушли вдвоём в купе проводников. Девушка вскоре вернулась, ожидаемого мной наряда полиции не появилось, и только в полумраке, при дежурном освещении раздавались пьяные выкрики и обрывки песен. Без начала и конца. Я же забылся в беспокойном сне. Проснулся посередине ночи, оттого, что задели мои ноги свисающие с полки. Разглядел людей в форме. Слышу тихую, но хорошо поставленную речь. «Вы нарушили общественный порядок. На Вас составлен акт снятия с поезда, прошу проследовать с нами в отделение полиции». В ответ сотрудники полиции услышали ту же болтовню насчет родни в верхушках МВД и следом последовал поток ругательств, на тему его личного и заслуженного права на отдых. Не теряя зря времени, мужик за руки и ноги, был скинут полицейскими с полки, причём просто сброшен в проход. Напомню, что с верхней полки. Хорошо так шмякнулся. Поток ругани усилился, и мужик видимо попытался вырваться от рук его придерживающих. Тут за него взялись уже по-настоящему. Послышались звуки борьбы, пыхтение и стоны. Отмечу, что парням то всего лет по 20-25, но видимо их хорошо натренировали к действиям в ограниченном пространстве. Через минуты наручники защелкнуты, клиент поднят и зафиксирован в позе ЗЮ. Старший наряда, всё таким же ровным голосом произнёс фразу. «Вы отказались подчиниться законным требованиям сотрудников полиции, оказали сопротивление, и к Вам была применена физическая сила для сопровождения на перрон. Вы можете в установленном порядке обжаловать действия сотрудников полиции». Затем, своим подчиненным им были отданы короткие указания одеть обувь на задержанного и проверить постель на наличие оставленных предметов. Замыкающий доложил, что сумка и кроссовки у него, постель проверена. И наряд быстро покинул вагон, уводя снятого с поезда в ночную мглу. Возможно, за дополнительной порцией тумаков, руками то он успел помахать и возможно успел обидеть действием полицейских. Но тут, на виду у пассажиров, они вели себя на редкость корректно, возможно действовали по инструкции. Утром, я было пожалел мужика, что вот так просто остался на 15 суток непонятно где. Но Шеф-повар напомнил мне, что у того ещё оставалась водка, и чего ещё ожидать за полутора суток совершенно непонятно. Согласился с ним.
В пути, как и принято пассажирам поезда, играли в карты, читали книги, кормились и просто отсыпались. В нашем вагоне ехала группа туристов - пермяков «Привала нет», адрес их группы ВКонтакте https://vk.com/club38518885, по их планам они от станции Елецкая собирались на Пайер. Познакомились, выдали им информацию по их маршруту, так как были в тех краях. Побеседовали о путешествиях в районе Полярного Урала. В общем, походная обстановка в вагоне постепенно налаживалась. Очень удивило отсутствие в их группе болотных сапогов. Как сейчас помню, что на этой дороге к Кечьпельскому перевалу я умудрился начерпать болотной жижи в болотные сапоги, затем последовали судороги обеих ног от холодной воды. В общем, не самые приятные воспоминания. Утром у нас была пересадка на станции Сейда. Так как я уже был там, и знал, что там как во многих посёлках только привозная вода, то заранее разбудил коллег, покушали. И налили воды в бутылки. Запомните этот момент, господа туристы. Там всего только один занюханный магазинчик, в котором толком ничего не купить, даже чаю не попить. Запрещено кормить туристов. В далёком прошлом один из посетителей умудрился обожраться пирожков и накатать претензию в Роспотребнадзор.
Прибыли на Сейду рано утром, с неё до Лабытнанг можно доехать на двух поездах. Москва-Лабытнанги дороже, но быстрей, т.к. не останавливается на мелких и заброшенных станциях. Отходит от Сейды на два часа раньше. И в конечном итоге приходит в Харп на 6 часов раньше. Второй поезд Воркута-Лабытнанги. Останавливается на каждом километре, т.к. снабжает продуктами и водой, все ремонтные службы вдоль дороги и на всех станциях. Но очень подходит тем, кто начинает свой маршрут от заброшенных станций и посёлков, что полным полно вдоль железной дороги Полярного Урала.
За минуту разгрузились из поезда, стаскали вещи на лавочку у здания вокзала, так как накрапывал мелкий дождик, то все остальные туристы набились в тесный зал ожидания. Мы же остались на лавочке, с одной коварной, но приятной целью. В этот день, прям у Полярного круга у Начальника и состоялся его личный День Рождения. Об этом конечно мы знали, и его ждал небольшой сюрприз. Оперативно отправил его «погулять» до реки Уса, заманил красотами и знакомством с неизвестной ему рекой. По возвращению его ждали бутерброды с икрой на красивых праздничных тарелках, коньяк Хеннеси от Шеф-повара и растяжка с огромными буквами С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!
Это уже заслуга Окси, что придумала как празднично отметить мероприятие, из подручных материалов. Вручили от нас самонадувающуюся подушку от фирмы Сплав, парфюм в стеклянной килограммовой упаковке (пусть таскает в походе и матерится) и по несколько уловистых блёсен от меня и Шеф-повара.
Народ на станции с интересом наблюдал за нашим праздником, нам же через некоторое время уже нисколько не мешал дождик. Отгадайте почему. Правы будут те, кто подумает на Хеннеси. Потом была обзорная экскурсия до Усы, наблюдали вездеходы различной степени разобранности, грузовые нарты, в упряжку которых символично запрягли Окси, интересный пароходик с кабиной от Пазика и грузовой теплоход Победа 1983 года выпуска, уже разрезаемый на металлолом.
Увидели грибы-красноголовики, что местные жители собирали в огромные короба и тащили к поезду, направляющемуся в Воркуту. Видимо ближе грибов им было не насобирать. Наконец пришел и наш поезд. Загрузились, разместились. Кто-то ещё раз покушал, кто-то просто завалился дрыхнуть. Я же с интересом смотрел в окно поезда, видел, как пейзажи за окном начали приобретать присущие северу признаки, сфотографировал знак Европа-Азия сразу за станцией Полярный Урал с правой стороны, ещё раз разглядел заброшенный посёлок 110 километр с его Пайпудынскими вершинами. Отсюда начинался поход по Ния-ю прошлого года.
Разгрузились на станции Харп, известной как Северное сияние. Тут нас уже ждал УАЗик нашего вездеходчика Петра, чтоб доставить до стоянки вездеходов и большой сюрприз в лице Диспетчера от сайта «Заброска - Активный отдых - Полярный Урал».
Познакомились с «Диспетчером» уже воочию и обменялись небольшими подарками. Нам бонусом был свёрток солёного Гольца арктического. В переписке я неоднократно делился мечтой в 2015 году обязательно попасть на Хадату и попробовать эту красную рыбу. Прибыли на стоянку вездеходов, нам рассказали, что горючее для заброски привозят исключительно за пару часов до старта, так как его вполне могут слить особо хитромудрые леваки. Потом уже я узнал, что есть забросчики, что умудряются за доставку от поезда до вездехода, содрать с туристов ещё пару тысяч. Подняли рюкзаки на крышу вездехода, закрепили, укрыли тентом. Каждый сфотографировался на месте водителя, типа «я в танке».
И стали делить, где кому ехать. В самом вездеходе в будке могут ехать до восьми человек. Гораздо интересней ехать «на броне». На некоторых вездеходах установлены сиденья, есть поручни, натянут ремень безопасности по периметру. Так было на нашем вездеходе.
На других же, туристы цепляются в прямом смысле слова за свою жизнь. Очень не рекомендую так передвигаться, выпасть при движении под гусеницы не то что легко, а проще простого.Одного нашего пенсионера поселили в кунг. Он потом только и жаловался, что ехать было не интересно. Естественно. Окошки маленькие, забрызганы грязью, болтает как селёдку в банке. Второго поселили на месте второго водителя. Там из недостатков, только сильный шум. Хоть и сидел он в наушниках, по прибытии на место был совершенно глухой. Всё переспрашивал по несколько раз. Мы же впятером разместились на верху, предварительно одевшись потеплее.
Восторгу нашему не было предела. Пересекли реку Собь по ведомственному мосту ООО «Конгор-Хром». Без заранее оформленного разрешения на проезд (от владельцев рудника, по нему не проехать, как и те 11 км. ведущих на месторождение «Центральное, которые мы проехали по ведомственной дороге до поворота к р.Инга-Ю . Разрешение было оформлено нашим бескорыстным «Диспетчером»).
Уралы и Камазы в огромных облаках пыли то и дело сновали нам навстречу. По моим наблюдениям руда эта очень тяжелая, так как буквально несколько глыб в кузове низко осаживали эти огромные машины.
Отлично смотрелась моя группа на фоне заснеженных вершин Полярного Урала.
Через несколько часов свернули с наезженной дороги уже прямиком в горную тундру. Вездеход прет! Моща!!! Начало холодать, и ветер сильно задувал в штанины, все одели болотные сапоги, вместо кроссовок. Так ноги уже не мёрзли. К вечеру распогодилось, выглянуло солнце, заснеженные верхушки гор, зелень тундры, вода — и все это залито золотистым светом, очень красиво. Петруха, так разрешил называть себя наш водитель, на коротких остановках типа «зелёная стоянка», постоянно намекал, что просто жизненно необходимо прямо сейчас задобрить мансийского духа. Я же предварительно провёл со всеми нашими настоятельную беседу, что ни в коем случае не наливать, не угощать, прикидываться сплошь язвенниками и трезвенниками. И приходилось ему горестно качать головой, и с явным отвращением пить своё пиво, под постоянный мой лозунг «А, вездеходчики от Жданова, не пьют». Поясню. В конечном итоге, наш заказ на заброску ему достался (с нашего согласия, свои машины у них на эту дату были все уже забронированы) именно от известного за Полярным кругом, бывшего начальника геологических исследований и изысканий Жданова Юрия Васильевича. На его личном сайте по заброске, есть тема с упором на адекватных и трезвых водителей. А не молодых, что только освоили наезженные трассы, и не имея в бардачке минимум необходимых запчастей, затариваются пивом и водкой и гонят по тундре на свой страх и риск.. Поломаться в дороге, налетев днищем на камень, «разуться» - это когда рвется гусеница, да и загнать вездеход в болото по моторный отсек, для выпившего и раздухарившегося водителя, которому море по колено, проще простого. А вот ждать помощи, можно не один день, когда ещё поедет вездеход по этому маршруту. Связи же нет никакой. Спутниковый телефон стоит дорого и не у всех есть. Опять же навигаторов у них обычно нет, и свои координаты передать они не могут. А фраза «Я тут на дороге от Большого болота, до каменюки в виде собаки», не очень поможет спасателям. В общем, Петрухе мы не налили, и потом он жаловался Диспетчеру, что я Зануда. Мол, все туристы нормальные, а я один его достал своими упрёками на тему выпивки и вопросами, касающимися заброски и различных маршрутов. Но не буду скрывать, что водитель он отменный, машину вёл играючи, ловко обходя препятствия. Кис-кис издавала радостные крики и хлопала в ладоши при форсировании водных преград. Ну, очень красиво разлеталась вода из под носа машины и гусениц.
Глава 8. КПП Уральского заказника. Дорога до Пятиречья.
Теперь о дне нынешнем. Вот он долгожданный КПП отделяющий нас от вожделенного начала похода. Из сторожки вышел и уже заранее поджидал нас сурового вида егерь. Грохот вездехода слышен за много километров. Он уже успел собраться, нацепить на куртку все свои «рыгалии» и не долго разговаривая пригласил меня в свой домик. Естественно нашего разрешения на наш проезд у него не оказалось. Выдал ему свою копию. Он достал огромный журнал учета посетителей Заказника и принялся переписывать всё то, что было в моей бумаге. Я же обратил внимание, постановление, запрещающее свободный проезд по Заказнику уже работает пару месяцев, а я со своей группой открывал строчку с номером один. Потом егерь вышел к вездеходу, сравнил физиономии туристов с фотографиями в заранее распечатанных ксерокопиях паспортов (у Кис-кис была редкого качества фотография, прям со стенда «Их разыскивает милиция», как после многократной пересылки факсами. Но видимо после двухчасовой тряски на вездеходе, именно так она и выглядела). Затем егерь попытался найти номер транспортного средства под слоем грязи. Не нашел, подумал немного и разрешил проезд. Напоследок спросил, какое сегодня число. Естественно 29 июля, сказал я, вон же в разрешении указано. Хотя при выдаче нам разрешения в Департаменте немного ошиблись и вместо просимого 28 июля, указали 29-е. Хотя мы могли и побыть у КПП 3 часа, и дождаться законного времени. Двинулись дальше. Болото чередовалось каменными участками, лиственным лесом и снова болотом. Пересекали многочисленные реки, на некоторых участках вездеход шел прямо по руслу реки.
Вездеходка – повсеместное явление на Полярном Урале, но это совсем не дорога, а, в подавляющем большинстве случаев, след на местности от гусеничного вездехода. Вездеходка - это дорога для вездехода и бездорожье для пешехода. Однако это бездорожье все же лучше, чем просто тундра с карликовой березкой. Если ходить с тяжелым рюкзаком без дороги по карликовой березе - все равно, что по колючей проволоке, идти по карликовой иве - все равно, что по колючей проволоке на столбиках.
И как то неожиданно встретили на узкой лесной дороге движущиеся навстречу вездеходы. Остановились. Водители начали обмениваться информацией по маршруту, а мы разглядывать вездеходы. В одном из вездеходчиков я и разглядел знаменитого Жданова Ю.В., хотя видел его всего один раз, да и то на фотографии.
Вездеходчики пообщались, пожелали друг другу удачи и тронулись каждый в свою сторону. Мы же, изрядно проголодавшись, решили прямо на крыше вездехода перекусить, до чего дотянемся, ну и согреться, чем бог пошлёт. В этот день бог послал нам из ближайшего рюкзака: хлеб, колбасу, помидоры и фляжку коньяка. Прямо верхом мастерства можно засчитать нарезание на порции провизии на мчащемся вездеходе нашими девушками. Мужчины же крепко держали их за одежду, чтобы они не вылетели с борта. Ехать стало гораздо веселей, носы и щеки заметно раскраснелись.
За Полярным кругом в июле в полном разгаре белые ночи, при которых темного времени суток практически нет. Поэтому и ориентироваться во времени здесь достаточно сложно. Даже в два часа ночи дорогу и всё окружающее было прекрасно видно. Тут нас и догнал вездеход с группой москвичей на борту.
Дальше поехали в связке. Так как их вездеход был меньше и более шустрый, то они нас и дожидались после каждой переправы. В какой-то момент, мы и застали их за процедурой по одеванию гусеницы.
После ремонта нам устроили красочную и захватывающую ночную гонку на вездеходах по тундре. Наш вездеход, к сожалению участников моей команды, её проиграл. Ближе к утру, Кис-кис сникла, и её выгнали с брони вместе с Начальником вниз. Пётр выдал замершей Окси свою зимнюю куртку. Та согрелась и заметно повеселела. Остались наверху втроём: Зануда, Шеф-повар и Окси. Уговорили ещё немного коньяка, сфотографировались в стиле Селфи. Мимо проносились красивые виды: Уральские горы с тучами над ними, болотца, речушки, разбегающиеся в разные стороны куропатки с выводками птенцов. Другой живности не видели.
Ранним утром на Левой Пайере высадили наших пенсионеров, они чтоб не толкаться в тесноте на Пятиречье, решили выйти. Сгрузили их вещи, сухо попрощались, ещё раз выслушали, что один из них оглох, другой отбил бока и совсем не рад поездке (и это вместо благодарности, что сидели без продувающего ветра и в тепле). Мы же совершили последний перегон до Пятиречья. Всего проехали 91 километр за 9,5 часов. Встали лагерем на левом берегу Хойлы, т.к. на нашем месте, где мы ставили палатку в былые годы, уже расположились ярко-красные балки от фирмы Ямалкан, со стоимостью проживания 1,5 тыс. в сутки. Видно было квадроциклы, снегоходы, дизель-электростанцию и спутниковую тарелку. Сгрузили вещи и доски, расставили палатки. Пётр позвал нас на чай. В некоторых вездеходах закреплены портативные плитки с газовым оборудованием, ведь сами же вездеходчики часто в них и ночуют и живут по несколько дней, дожидаясь клиентов с маршрута. Угостили его коньяком, - заслужил. Тут уже и посыпались рассказы и байки как из рога изобилия. Каких только историй мы не услышали. Перед расставанием нам были подарены две упаковки спиралей от комаров, от которых мы долго отказывались, но все же, чтоб не обидеть Петра, взяли. Позже, не раз, с благодарностью вспоминали этот момент.
Завалились спать, всё же ехали всю ночь не смыкая глаз.
После короткого сна я и стал первой жертвой кошмара, что преследовал нас на всём протяжении водной части маршрута. Как ни в чём не бывало, утречком я выкарабкался из палатки «до ветру». Тут же со всех сторон меня густо облепили мошки, ну думаю, пусть сидят. Не прокусят же термобельё. И тут понял, что недооценил противника. Как полезут они в рукава, за шиворот и т.д. Как начали кусать и кровь пить, из моих нежных мест. Сколько раз был в лесу и тундре, но такого я ещё не испытывал. Быстро поддёрнул штаны и огромными прыжками поскакал в палатку, жаловаться. А мошка и комары так и терроризировали нас весь поход. Буквально всего несколько вечеров холодало, сначала пряталась мошка, за ней комары. А так их не отпугивал ни сильный ветер, ни дым от костра. Участники похода буквально кушали в дыму, а они всё равно лезли, кусали, пили кровь. Весь поход были в парандже - противомоскитной сетке, даже пили через неё, чтоб лишний раз не снимать. И всё равно мошка пробиралась под сетку, набивалась в сапоги, лезла под одежду. Каждый раз вечером из каждого сапога я высыпал по горсти давленной мошки.
Уже днём сделали обед в виде запоздалого завтрака. Тут Начальник и обратил внимание, что прямо у лагеря сходятся две струи, и в этом месте плюхается хариус. Наперегонки начали собирать спиннинги и привязывать блесны. Первого хариуса выловил Шеф-повар! Я сразу сделал малосолку по рецепту Жданова https://vk.com/wall-69622759_168. Съели сразу почти сырым, чуть присолив, но не из-за того, что были голодные, а просто, чтобы попробовать. Мясо нежное, слабосоленое, тает во рту. Полакомившись рыбкой, пошли рыбачить на Бурхойлу. Выловили каждый по несколько небольших рыбин.
Закончив рыбачить, отправились втроём на скалу напротив Пятиречья, чтоб сфотографироваться. Перейдя вброд Правую и Левую Пайеры, встретили наших пенсионеров. Те уже снялись со стоянки и начали водную часть маршрута. Пожелали им счастливого пути. С трудом перебрались через Бурхойлу. Долго искали разливы, чтобы пройти в болотниках. На самую вершину горки подняться не удалось, путь преградил сильно переплетённый березняк и ивняк. Тишь и полное безветрие, комары и мошки правят бал. Под накомарником потеешь, пот заливает глаза, а если снять и намазаться мазью, то комары и мошки лезут в нос и в рот. Приходится постоянно отплевываться и сморкаться. Сфотографировались, отгоняя гнус на фоне Пятиречья и побежали быстренько к лагерю.
В лагере к нам подошел весьма сопливый (в буквальном смысле) гражданин, с целью разведать кто мы, откуда и поведал свою историю: оказывается он оставил, где-то в Харпе свой спальник, и уже неделю ждёт, что его вот-вот привезут. Так он подходил к каждому вездеходу и выяснял, не привезли ли его потерю. Надо сказать, что на третий день нашего пребывания на Пятиречье он получил «свою прелесть». Из его повествования, мы почерпнули интересный полезный совет. Обнародую - может, кому пригодится. Чтоб не мёрзнуть ночью, он нашел деревянный ящик, поставил его в палатке, и уже туда натаскивал нагретых в костре камней. Как для походной бани. Укрывал какой-то тряпкой, оставив немного поверхности. Получалось что-то вроде теплового аккумулятора. До неизлечимой болезни не замёрз, а вот сопли до нижней губы заработал.
Из мелкого хариуса Шеф-повар в коптилке сделал ОБЪЕДЕНЬЕ. Главное блюдо исчезло с импровизированного стола за считанные минуты, добавки не оказалось. И тут вечер подошел к отбою. Улеглись спать.
Ночью пошел дождь. На палатке капли дождя. Уровень Хойлы поднялся более чем на метр. Вода помутнела, но хариус понемногу ловился.
День прошел в ожидании осветления воды. Хариус стал ловиться интенсивней только к вечеру, когда уровень воды упал. Оперативно и с завидной сноровкой собрали наш катамаран К-4. Всё ж не зря столько раз ходили на сплавы. Никто без дела не сидел. Народ однозначно признал, что одним из моих удачных решений во время подготовки похода была договоренность с «Диспетчером» о приобретении для нас трехметровых досок для строительства палубы катамарана. Палуба получилась, хоть танцуй. Отдельное спасибо от нас всех за эти доски. (Кажется, повторяюсь, но благодарности ведь не бывает слишком много – особенно в тундре J).
После обеда, отправились в небольшой радиальный поход до красивейшего каньона на реке Хойла. Я там был в 2011 году, дорогу приметил и запомнил. Без особых приключений добрались до нужного места, сделали красивые снимки для альбома и для аватарок всем участникам похода.
Из минусов была только вездесущая мошкара и комары, приходилось быстро махать руками, чтоб потом замереть на секунду во время съёмки. Обнаружили дерево ольху, нарезали прутиков для коптилки. На обратном пути насобирали грибов, и нашли сильно заржавевший капкан во взведённом состоянии. Немного помечтали о зайчике. Пофантазировали где удобней зарядить капкан и где взять морковку для наживки, с собой была только высушенная.
Вечером, ещё нарыбачили хариусов, и Шеф-повар вновь порадовал нас рыбой горячего копчения. После ужина, сытно и тепло, солнышко пригревает, комаров убавилось. Любуемся на окружающие нас Уральские горы. Лепота. Вот из-за таких минут и стоит жить… Отбой.
Утром, после небольшой рыбалки, надо было отправляться в путь. Упаковались, привязали рюкзаки, сфотографировались полным составом на фоне гор и полакомившись подаренным нам Гольцом, отчалили с такой уже родной стоянки. Как более опытные, я и Шеф-повар сели сзади, чтоб управлять катамараном. Так как скорость течения на участке впадения Хойлы в Танью довольно приличная, плюс валуны в русле и острые камни по правому берегу.
Сплавившись буквально на 400 метров, встали на левом берегу Танью, в том месте, где в прошлый раз поймали тайменя. Что скрывать, была такая мечта вновь попытать счастья. К сожалению, выданные мной Окси защитные брюки пропустили воду и она на мою беду изрядно намокла. Высказала недовольство, что её специально посадили впереди, чтоб вымочить, не отреагировала на все мои оправдания и доводы - обиделась и ушла подальше сушиться.
Тут же на берегу стоял квадроцикл. Стоит себе и стоит. Ещё и в первый день его видели с нашей стоянки. А оказалось на них надо обращать внимание. Только начали ловить некрупного хариуса, подплыл местный житель на байдарке, и в вежливой форме попросил, нас туристов побыстрей убраться куда подальше. Мол, им местным и так рыбы не хватает. И от этого до следующего квадроцикла - это их участок реки. И очень не рекомендуется тут рыбачить. Коротко посовещавшись, решили не выяснять отношения, проткнуть катамаран дело одной секунды, а выбраться с реки нам будет очень сложно. Изрядно удрученные, отплыли, оставив тайменевое место позади (к слову сказать, наши пенсионеры после похода хвалились, что поймали тут тайменя на 5 кг, но ни одной фотки не предоставили, так что не очень то и верится). Увидев второй квадроцикл, ниже по реке на 2 километра, буквально тут же обнаружили просто отличную стоянку с перспективным перекатом. Остановились. Разбили лагерь.
И тут началась супер рыбалка, какой мы давно уже не видели, поклёвки следовали одна за другой, спиннинги свистели, рассекая воздух. Трещали фрикционы катушек, рыбины бились о камни, и быстро росла куча в импровизированном бассейне, куда кидали улов. Клевало на всё. На любые блесны-вертушки, на мушки на кораблике, на мушку с водоналивным поплавком. Ловили все впятером, девушки нисколько не отставали в количестве пойманных рыбин. В какой-то момент Кис-кис, решила отойти ниже по течению, подальше от основного народа, так как ей очень мешал забрасывать блесну мой кораблик. Буквально через 10 минут мы увидели, что она уже плывёт по реке, и самое главное молча, не издавая крика. Начальник, как более близкий к месту происшествия, побежал её спасать. Оказалось, что в очередной раз, зацепившись блесной за камни на дне, она решила, зайдя в воду поближе к зацепу, вызволить блесну. Тут её и сбило потоком воды с ног. К нашему уважению, спиннинг она не бросила, и даже не намочила катушку, так как держала его над водой. Ушла переодеваться, и весь оставшийся вечер бросала на меня недоброжелательные взгляды, всё ж косвенно из-за меня приняла холодную ванну.
Мы же продолжали рыбачить. Попадались крупные экземпляры Хариуса, до 1 кг. Их определяли в засолку, более мелких в коптилку. Вечером начало холодать. Сначала спряталась мошка, затем и комар. Сняли накомарники, оказывается так ещё светло. Сетка очень значительно затемняет освещенность. Рыбачили до тех пор, пока совсем не стемнело. Шеф-повар устал чистить рыбу, я же помогал в засолке. И оказалось что первый кан уже под завязку набит уловом. Под вечер похолодало. По воде пошел туман, а палатки покрылись изморозью. Наверно ночью будет холодно. Отбой. Ночью, когда легли спать, нам долго мерещились всякие лесные звуки, а на самом деле орали какие-то птицы и вообще, к ночи обитатели леса как будто ожили и сильно активизировались.
Утром была минусовая температура. Одевшись потеплее, продолжали чисто мужским коллективом вываживать хариусов. Девушки в этот день решили подольше поспать. Через какое то время, хариус перестал брать. Видимо его поголовье в этом месте сильно поредело, или как говорят рыбаки « накололось». По-простому, получило раны при поклёвке. К нашему возвращению девушки нажарили грибов – красноголовиков, Кис-кис сделала интересный салат Малосолка из хариуса с авокадо. Очень необыкновенный вкус. Всем этот рецепт понравился, да никто и не решился критиковать кулинарные эксперименты.Наелись от души и стали думать, оставаться или нет ещё на этом месте. Кстати, после утреннего улова, и второй кан был забит под завязку. На берегу я к своему удивлению увидел несколько бабочек Махаонов. Всё же они считаются тропическими.
Мне и Шеф-повару всё хотелось остановиться на прошлой нашей стоянке в месте впадения Лагорты-Ю. Очень тогда запомнилось это место хорошей рыбалкой. До неё то и оставалось сплавиться не более километра. Собрали лагерь и уже в 18 часов отплыли. По пути ещё порыбачили в нескольких местах, и наконец, добрались до заветной стоянки. Оказалось, что место сильно изменилось, уровень воды совсем не такой. Ямы, что тогда были полны рыбы, сейчас мелковаты и совершенно без рыбы. Протока, что с трудом переходили в болотниках,- совершенно сухая. Нашли место, где стояли наши палатки. В принципе больше там никто и не стоял. Добавилось буквально одна консервная банка.
Отплыли дальше, искать место для ночлега с возможностью утренней рыбалки. Уже поздно вечером нашли подходящее прекрасное место для стоянки. Просвечиваемый солнцем, хвойный лес на высоком, сухом берегу. Разбили лагерь. Наловили ещё с пяток хариусов каждый, поужинали тем, что приготовили девушки и улеглись спать.
Утром, как обычно, чисто мужским коллективом отправились на рыбалку. Температура воздуха с утра 1.3 градуса, мошка и комары не докучали. Шеф-повар и Начальник отправились вверх по течению, ловить на перекатах, я же прямо у лагеря на муху-блесну и самодельную муху с водоналивным поплавком довольно успешно наловил с десяток грамм на 800 хариусов. В небе же наблюдали довольно редкие странной структуры и вида облака.
Все бы хорошо, да только мошки и комаров опять прибавилось, а теплая и безветренная погода способствовала их агрессивности. Но мы сопротивляемся и отбиваемся от нападок как можем: и «в рукопашную», и с помощью «химии».
Фото моих самодельных мушек прилагаю. Самыми уловистыми, надо считать вторую и третью в нижнем ряду слева на двойных крючках KAMASAN B270 #12, даббинг WAPSI Rabbit Dubbing OLIVE и BROWN OLIVE с использованием пера петуха.
Почистили рыбу на копчение, так как каны были уже полные. Начальник чего то долго возился у рыбьих потрошков. Мы уж заволновались. А он принёс тарелку с красной икрой. И не надоело её выбирать же.
Пообедали, и отплыли до следующего перспективного рыболовного места. Тут следует поведать, что рыбацкое счастье на новом месте целиком было на стороне Окси. Вроде и блесны одинаковые у всех, а она вываживала хариуса за хариусом, а все остальные с завистью смотрели на неё. Идут как на подбор, каждый грамм на 600, прямо как из магазина. Только стали собираться с обловленного места, как Начальник спросил: - «А чья это коробка с блеснами осталась?». Все видели её на камушке, но внимания не заостряли. Как оказалось, это - подарок судьбы! К тому времени усилиями Кис-кис у него уже совсем не осталось блесен. Все они уже украшали камни и коряги на дне реки. Это ж надо было остановиться именно в том месте, где кто-то забыл свои блесны, и всё это в довольно безлюдных местах. (К слову сказать, к концу сплава и этих блесен у него не осталось.)
Отправились дальше. Проплыли мимо двух заброшенных лагерей геологов. Побродили, посмотрели на кучи хлама и мусора брошенных ими. У одного из лагерей побыстрому окунулись в реке, вода холодная, но солнце немного согревало после купания. Покушали приготовленной на газу кашей с копчеными хариусами. Порыбачили немного у последнего переката, Шеф-повар поймал приличного трофейного хариуса на 1,1кг. Дальше быстрое течение Танью с её чистой водой заметно замедлялось. Характер реки с горного постепенно меняется на равнинный. Все чаще галечное дно меняется песчаным, да и течение стало более спокойным. Вода мутнела от ручьёв вытекающих из болот. И мы вплывали в царство щуки. Начали подыскивать место для ночлега, что оказалось сделать не так-то просто. Все берега подтопленные, сырые и поросшие кустарником. То тут то там вылезем - то болотце, то непролазная гуща, то вообще не пойми что и на берег не залезть. Мы всё сплавлялись, а подходящего места для стоянки всё не было. Поиски продолжались практически до заката.
Так и добрались до домика перед излучиной в месте впадения реки Сезим-Юган. Народ хотел ночевать у домика, с трудом отговорил их, аргументировав, зачем нам мусор вокруг палатки, да и спуск к воде там неудобный. Расположились на противоположном левом берегу. Соорудили из камней дорожку к воде, пожарили последних хариусов на сковороде и на решетке. А между тем вечерело. Вода в заводи успокоилась. Плескалась какая-то рыба. И тишина, аж в ушах звенит.
А горы оставались всё дальше и дальше. На первый взгляд окружающие нас тундровые пейзажи довольно скучны и однообразны. Главное отличие местного ландшафта – это необъятные просторы. Бескрайние разглаженные ледниками поля тундры и синеватые силуэты Уральских гор с оставшимися местами снежниками. А еще - очень много неба, такого разнообразного при различных условиях освещенности, облачности и времени суток. Вершины гор часто закрыты низкой облачностью, и только изредка открываются их отдельные остроконечные пики. В тундре настало короткое лето, и побережье реки превратилось в сплошной цветник из разнообразных полярных цветов.
Этот день ничем особенным не запомнился. Ловили крупных окуней до 900грамм, выловив 10 штук для коптилки, всех остальных осторожно снимали с блёсен и отпускали. Попадались щучки до 2-х килограмм. Плыли на катамаране, совершенно не налегая на вёсла, со скоростью течения. Время от времени делали остановки и облавливали интересные с точки зрения рыбалки участки. Также ловили окуней прямо с катамарана.
Опять долго искали стоянку. Вдвоём с Шеф-поваром выходили в более-менее подходящих местах (с воды иногда они вроде бы и подходят, а при осмотре понимаешь, что это крайне неудачное место). На глинистом берегу, сначала увидели отпечаток оленьих копыт, а затем отчетливый отпечаток медвежьей лапы, медведь видимо попил из реки. Естественно, отплыли от этого места подальше. При очередном осмотре берега, находим местечко, заросшее деревьями и кустарником, но при должной расчистке - вполне пригодное для ночевки. К моему и Шеф-повару удивлению, это оказалась наша стоянка 2011года. Вот же, как бывает.
Вечером уже при малой освещенности, мне клюнула первая из крупных щук этого похода. Все сбежались смотреть и помогать орудовать подсаком. Сфотографировавшись с этой щукой на 5кг, она была отпущена на волю. Хоть я и не Емеля, но при случае надеюсь, что она исполнит мне какое-нибудь желание.
А вот другой, ранее пойманной щучке, повезло меньше. Кис-кис вычистила её и пожарила отличных и очень вкусных стейков из неё. Поужинали и улеглись спать.
В этот день щуки было не просто много, а очень много. На первом же уловистом месте Шеф-повар подряд поймал пару щук на 5 кг, все остальные ограничились окунями и небольшими щучками и окунями до килограмма.
Для всех интересующихся рыбалкой уместно будет вставить в этом месте фотографию моих блёсен, взятых в этот поход, так сказать, чтоб быть во всеоружии при аналогичной поездке.
Некоторые из них остались на дне среди камней, одну утащила щука в виде украшения из-за не очень качественного поводка – разогнулся карабин. Шеф-повар, являясь самым опытным спиннингистом в нашей команде, потерял всего две блесны и то, точно так же как и я из-за некачественных поводков. Ни одной блесны среди камней им оставлено не было. Опыт, как говорится – не пропьёшь.
На катамаране, чтоб не терять время на приготовление пищи, соорудили в коробке от коптилки полевую кухню. Газовую горелку с экраном и баллоном. Окси быстро освоилась и сварила котелок вкусного киселя. Тут же на катамаране виднелись и манили копчёные окуни и малосольный хариус. Под катамараном плыла щука на кукане для ужина. Распогодилось. Красота.
Ближе к вечеру, в ещё одном уловистом месте Окси умудрилась выловить очередной трофейный экземпляр щуки на 8,2кг. Вываживать помогали всем миром. После фотосессии щука была отпущена на волю, но сразу не уплыла. Видимо ждала готовых фотокарточек показать своим друзьям. Стояла у берега, и вяло шевелила жабрами.
Через некоторое время Кис-Кис прямо с катамарана выдразнила очередную щуку на 8кг. Оперативно пристали к острову, Начальник помог её вытащить на берег. Очень интересный получился видеоролик выпускания этой щуки в родную среду, когда щука, величиной почти с Кис-Кис начала вырываться и плюхнулась в воду, едва не утянув с собой своего рыбака, точнее рыбачку.
К слову сказать, Кис-Кис и Начальник так радовались поимке этой щуки, что забыли на том острове мой подсак. Так я стал обладателем звания: – «Рыбак - дважды утерявший подсак на Полярном Урале». Первый волшебным образом потерялся при укладке вещей на финише у Воркутинского водозабора в 2013 году. Вечером нашли отличную стоянку, издалека видимую с воды, благодаря прикреплённому к дереву желтому эмалированному тазу. Так и назвали её. Стоянка «У тазика».
Окружающая стоянку тундра предельно сурова, а ее вид крайне аскетичен. Сглаженные ледником просторы до горизонта, поросшие карликовой березкой, низким ивняком и мхами, извилистая лента реки, вот и все на чем может здесь остановиться взгляд.
С утра моросил мелкий дождик. Собрались неторопливо и отплыли. По пути посетили найденные ранее в отчетах две стоянки оленеводов. У озера и на болоте. Люди там ночевали и нахваливали. Мне же вовсе неудачным казалось ставить лагерь на неровной поверхности, покрытой толстым слоем торфяника и мха. Да и дров там, кроме тех, что привезли оленеводы, поблизости не наблюдалось. Болото. Из особенностей таких стоянок опишу навешанные на деревьях ненужные вещи: сбрую оленей, сломанные тазы, одежду, мешки с чем-то и прочее имущество, оставлено на берегу до прихода зимы и возвращения хозяев на это обжитое место. Возможно, таким образом, они метят свои стоянки, или если вдруг вспомнят про эти вещи, можно было легко их взять, не роясь под снегом. Как в кладовой. А сейчас люди с оленями перекочевали дальше на северные пастбища.
Вокруг стоянки море морошки. Ели ее горстями набивая полон рот. Морошка спелая, немного прибитая морозом. Вкусно.
У протоки недалеко от озера обнаружили приличную кучу экскрементов медведя. Порадовались, что самого Мишки не видели. Так как была явная вероятность, что к этой кучке добавится сразу пять, не уступающих ей размерами.
Окси приготовила очередной кисель. Покушали прямо на катамаране и приготовились увидеть озеро Ворчаты. Что так запомнилось мне и Шеф-повару в прошлом походе? Это когда на 6 весел мы гребли 1100 метров 4,5 часа. Такой был сильный ветер.
Под мелкой моросью, временами переходящей в дождь, вплываем в озеро. Ветра нет. Волн нет. Ура. Обрадованно похлопали в ладоши. Как оказалось, позже, на озере с красноречивым названием Ворчаты, нельзя шумно радоваться. Надо было скоренько грести эти 14 км через озеро и не гневить мансийских духов.
Буквально через час ветер стал усиливаться, началась качка, на волнах начали появляться барашки. В какой-то момент навигатор стал показывать скорость «ноль», несмотря на то, что гребли усиленно на 4 весла. Ветер то утихал, то дул с новой силой.
С большим трудом догребли до подветренной стороны острова с часовней бывшего губернатора ХМАО. Пристали. Без сил свалились на берегу. По озеру плыть труднее, чем по реке, во-первых, кроме ветра приходится преодолевать еще и волны, а во-вторых, берега далеко и перемещение не так наглядно, как вблизи берега – гребешь, гребешь, а кажется, что стоишь на одном месте. Отдохнув, посетили часовню и сфотографировались на её фоне. Разбили лагерь, поужинали и завалились в палатки.
Буквально через час ветер стал усиливаться, началась качка, на волнах начали появляться барашки. В какой-то момент навигатор стал показывать скорость «ноль», несмотря на то, что гребли усиленно на 4 весла. Ветер то утихал, то дул с новой силой.
С большим трудом догребли до подветренной стороны острова с часовней бывшего губернатора ХМАО. Пристали. Без сил свалились на берегу. По озеру плыть труднее, чем по реке, во-первых, кроме ветра приходится преодолевать еще и волны, а во-вторых, берега далеко и перемещение не так наглядно, как вблизи берега – гребешь, гребешь, а кажется, что стоишь на одном месте. Отдохнув, посетили часовню и сфотографировались на её фоне. Разбили лагерь, поужинали и завалились в палатки.
Утром добрались до начала Ворчатывиса, - реки, что вытекает из озера. Сфотографировали издалека базу для ВИП-персон. Надо отметить, что за три года она весьма обустроилась. Появились ангары для гидропланов, много моторок, судна на воздушной подушке. Несколько зданий сверкали новыми крышами. Установили вышку сотовой связи Ростелеком. Все позвонили родственникам, а я заказал лодочника, найденного опять же на сайте нашего «Диспетчера» через сутки к поселку Вершина-Войкар. Пара километров по реке и видим домик егеря Андрея. Опять удивление. Несколько моторок для троллинговой рыбалки, у дверей длинный ряд спиннингов. Видно, что и тут на широкую ногу поставлена ВИП-рыбалка.
Остановились покидать спиннинги. Начальник выловил очередную щуку на 7кг. Ворчатывис заметно отличается от Тань-Ю. Более красивее, берега живописнее - без кустов. Течение быстрое. Берега галечные, так что со стоянками проблем нет. Ветра почти нет. Дно каменистое, встречаются перекаты.
Добрались до слияния Ворчатывиса и Войкара, это 14 км от озера. Увидели подводного охотника, что медленно дрейфовал вниз по реке. Ниже на километр виднелся лагерь туристов с моторками. Мы же попытались рыбачить, вспомнив по 2011 году, что тут, на слиянии чистой воды из Войкара и мутной из Ворчатывиса, ловились приличные хариусы. В этот раз клевали окуни. Одного небольшого хариуса поймала Окси, осторожно отцепила его и выпустила в реку, как будто попрощалась. Это был последний хариус похода 2014 года. Сфотографировались всей командой.
Остался последний день сплава. Все почувствовали это. С одной стороны, хотелось уже в домашний уют, с другой стороны жалко было покидать природу Полярного Урала. Когда ещё выберемся сюда. Пообедали в очередной раз прямо на катамаране. Движение по Войкару довольно однообразно, как и приевшиеся за последние дни «горизонтальные» пейзажи, с уходящими в перспективу линиями торфяных берегов. Настоящий скучный «горизонтальный мир», где не на чем остановиться взгляду. Река петляет с большими поворотами, но при этом ветер, работающий вдоль русла, дует в основном в спину, помогая нам в продвижении. Там же, где поворот реки подставляет нас встречному ветру – дело похуже.
Попытались рыбачить. Ни окуня, ни щуки не было. Удивлённый, как и все, Начальник поймал на блесну крупного чебака. Впереди показался поселок Вершина-Войкар. Тут же к нам понеслась моторка с лодочниками. Прямо мечтающих доставить нас до поселка Мужи. Причем за нехилую сумму с человека. Отказали им. У нас же на завтра уже были заказаны моторки. Проплыли мимо поселка. Видно было, что на берегу двое, что подъезжали к нам, переговариваются с третьим местным жителем. Через минуту и он порулил к нам. Его цена была уже меньше. Отказали и ему. Спросили про муксуна и сырка. Муксуна сказал и им запретили к вылову. А за сырком сейчас съезжу. И съездил. Деньги у нас были далеко в рюкзаках. Поменял на уже не нужную нам бутылку подсолнечного масла на трёх рыбин. Все участники сделки оказались довольны.
Ниже поселка на 2 км увидели подходящую песчаную отмель на правом берегу и разбили там последний лагерь. Навигатор показал 170 км водной части маршрута. Максимальная скорость 14.8 км\ч., разогнались на порогах р.Хойла. Время в движении 39 часов (я выключал каждый раз навигатор на стоянках и остановках с рыбалкой или принятием пищи на берегу).
Начали сдувать и мыть катамаран. Развесили вещи на просушку. Вечером сходили на высохшее болото. Насобирали различных ягод и решили нажарить блинов для праздничного ужина. Всё же последний день сплава. Комом был не только первый, а практически все блины. Все по очереди пытались самостоятельно поджарить блины. Каждый считал, что другие участники похода просто не умеют готовить. В результате все дружно смеялись над очередным шедевром. Рыба и блины, что может быть лучше. Отбой.
Утром позавтракали, и стали с ожиданием поглядывать на реку, ожидая обещанные моторки. Было небольшое сомнение, что нас правильно поняли по телефону, и мы находимся именно на обговорённом месте. Наконец они появились на горизонте. Погрузились, одели спас жилеты и начался другой, не менее захватывающий этап маршрута. На моторках 52 километра через Войкарский сор. В малую воду озеро Войкарский Сор превращается в болото. Благодаря мощным моторам сейчас этот этап преодолевается за полтора, два часа. Наши же пенсионеры делились воспоминаниями, что добирались в молодости за 6 или даже 8 часов.
Если добираться от пос.Вершины-Войкара до цивилизации на моторной лодке, то вариант с пос.Мужи более привлекателен нежели пос.Шурышкары, во-первых в Мужах на пристани есть зал ожидания, где можно переночевать и во-вторых, Мужи это конечная станция для Метеора до Салехарда, т.е. всегда без проблем можно сеть.
Разгрузились на дебаркадере в пос.Мужи. Для всех желающих повторить маршрут. Надо знать, что Метеоры до Салехарда ходят каждый день, по очень сложному расписанию, но ходят. А вот до Березово через день. По чётным дням с отправлением в 13-40 местного времени.
В Метеор зашли последними пассажирами. Чтоб не пугать видом своих рюкзаков команду корабля. Всё-таки на 5 человек было 7 рюкзаков, рама от катамарана и большая сумка – герма с продуктами. К нашей радости нас приняли за геологов, и так как эти труженики пользуются уважением, к нам претензий не было, и даже не стали взвешивать багаж на предмет перегруза. На каждого пассажира допускается 15 кг багажа.
Пассажиров кроме нас было не очень много, мы же предварительно попив горячего чаю, завалились спать. Надо знать, что на Метеорах даже кипяток стоит деньги. Не как в ж.д. транспорте. Вкусных пирожков в буфете не оказалось. Только с печенью. Покушали тем, что взяли с собой.
Ещё в Метеоре спросили команду корабля, не этот ли теплоход пойдет завтра до Приобья, ответили отрицательно. В случае же положительного ответа, можно было бы оставить рюкзаки в нём. Не вынося на пристань. В Березово, народ с Метеора кинулся покупать места в гостинице, тут же на дебаркадере. Мы же заняли хорошее место между двумя рядами кресел. Заставили рюкзаками. И приготовились поочередно ехать в баню. Помня, что местная баня с двумя отделениями. Прибыв на место, узнали, что одно отделение закрыто. И сегодня женский день. Девушки, не скрывая своего удовольствия, скрылись за столь желанными для всех дверьми. Мужчинам же для утешения горя и смягчения страданий, в пору пришлась дегустация различного разливного пива из расположенного тут же ларька. После бани дружно сходили в ресторан Берёзово. Подкрепились горячим ужином и, вернувшись на пристань, расположились спать. К моему большому сожалению, в комнате отдыха установили телевизор, в прошлом походе его не было. И десяток людей увлечённо, не отрываясь и не моргая стали таращиться на экран, смотря всю ночь какой-то дурацкий сериал на довольно большой громкости. Будто, телевизора не видели лет 6 или 8, не меньше. Было бы пару человек, ещё бы можно было попросить приглушить звук. А такому кол-ву людей диктовать условия, точно не стоило. В общем, пришлось терпеть. А Окси, администратор гостиницы предложила место в комнате матери и ребёнка. Мы ещё пошутили беззлобно на эту тему. Как потом выяснилось, телевизор и ей было слышно. Только мы спали на полу бесплатно, а она за 500 рублей в кровати с постельным бельём. Вот и вся разница.
Утром купили билеты на Метеор. Народу собралась уже приличная толпа. Перед самым отправлением появились две работницы Северречфлота и погнали всех пассажиров взвешивать багаж. За перевес, тут же направляли платить в кассу. На каждый взвешенный и оплаченный рюкзак наклеивали бирку. Как в прошлом походе, пронести часть рюкзаков мимо взвешивания не удалось, очень придирчивые работницы попались. Удалось их запутать и пронести всего один рюкзак с рыбой, так как было два абсолютно одинаковых внешне рюкзака. Тут же капитан корабля, увидев нашу одежду в стиле милитари стран НАТО начал качать права на тему, что возит только Российских военнослужащих и имеет право отказать нам в посадке. Мы конечно не стали спорить. Просто молчали. Тогда он милостиво разрешил подняться на борт, но рюкзаки велел составить на открытой палубе. Хотя всем известно, что груз надо размещать ближе к корме. Ну его дело. Дураков и идиотов везде хватает. В этом теплоходе чай уже стоил на 5 рублей дороже. Кипятка вовсе не наливали. Пирожки и не собирались стряпать. Народ, чтоб как-то избавиться от безделья, постоянно уходил курить на открытую палубу, осыпая наши рюкзаки сигаретным пеплом. Мне всегда казалось странным, что в ЖД транспорте курить запрещено, а тут затягивайся сигаретами, сколько хочешь. Хотя пожар на воде в разы страшней.
Наконец, мы прибыли на станцию Приобье. Шеф-повара как самого быстрого отправили занимать очередь в кассу на вокзале, сами же вереницей муравьёв стаскали вещи на лавочку у реки. Аналогично прошлой поездке, между речным и ж.д. вокзалами стоял грузовой состав и пришлось таскать вещи под вагонами. Видимо железнодорожникам всё равно на неудобства пассажиров. На поезд через Екатеринбург были только купейные билеты, но на следующий день уходил очень подходящий нам поезд Москва-Приобье через Пермь (ходит через день). Купили плацкартные билеты на него. И стали думать, где разместиться на вокзале. Следует написать, что этот новый вокзал строили очень долго. И наконец, достроили.
Чтоб спокойно походить по городу, никого не оставляя караулить вещи на вокзале, узнали стоимость в багажном отделении. Цена, мягко говоря, не обрадовала. Заботливые работники вокзала предложили нам ВИП-комнату. По 500руб за сутки с человека. Посчитали, выгодней было снять её, разместив там свои вещи. Ну и комфортней. Хотя всего два дивана. Расположились. И поехали на такси в баню. Ирония судьбы продолжалась. В бане опять был женский день. Вариантом было ехать в Нягань, но опять же вдруг и там вместо двух отделений уже только одно работает. Спросили у таксиста, где можно заказать баню или сауну. В указанной им гостинице договорились о бане. Пока она топилась, погуляли 2 часа по окрестностям и магазинам. И наконец, устроили долгожданный банный день. Из воспоминаний. На мой вопрос «А будут ли веники»? Истопник взял нож и ушел в лесопосадку, принеся оттуда два свежесрезанных берёзовых веника. Они конечно быстро превратились в нечто липкое и непонятное. Но было уже не до претензий.
После бани, удобно устроились в ВИП-комнате. Плотно поужинали копчёными окунями. На вокзале с 18 часов уже никого не было, только мы одни со сторожем. Разложили пенки и спальники и стали искать, где выключается освещение. Оказалось, что только во всём зале и нам не разрешили его выключить. Вот такое неудобство.
А тем временем активный этап путешествия нашел свое логическое завершение.
Утром, едва мы умылись, кто-то из электриков местной электросетевой компании, видимо узнал нашу просьбу о выключении освещения и отключил электроэнергию во всём городе. С одной стороны забавно. С другой не очень. Особенно тем, кому необходимо было покупать билеты на поезд. Таксисты тут же атаковали вокзал, предлагая свои услуги отвезти в Нягань. Нам же просто хотелось позавтракать. Немного подумав, поплотней, закрыли дверь в комнату и разожгли за колонной, чтоб не было видно, мою походную газовую горелку. Нарушение всех правил и инструкций. Но обошлось.
В поезд загрузились обычным порядком. Из неудобств было только то, что это был фирменный поезд. С кондиционерами. И верхние полки были зауженные и с перегородками. Рюкзаки разместили поперёк купе. Верх рюкзака на одной полке, низ на другой. Раму от катамарана пришлось привязывать вертикально. Поездка в поезде ничем особенным не запомнилась. Подводили итоги, разбирали просчеты и строили наполеоновские планы на будущее, спали, читали газеты и играли в карты. В общем, стандартное завершение долгого походного периода.
Прибыли в Пермь. Пермь встретила нас своей суетой и «броуновским движением», трудно воспринимаемым после поездки. В гараже у Шеф-повара, вдвоём разделили на ровные кучки рыбу. Провели быструю лотерею, кому какая кучка достанется. Тут и подъехали Кис-Кис и Начальник за своей долей. После обеда у Шеф-повара у него дома он отвёз в Нытву меня, снаряжение и катамаран, что сразу сдали хозяевам. Вот и всё.
Весь поход с дорогой занял 17 дней. Из них на природе 12 дней. Ночёвок в палатке 11. Максимальный вес Хариуса в этом походе был 1.1 кг, Окуня 960 грамм, Щуки 8.2кг. Чебак – одна штука. Хариуса (солёного) каждому досталось по 7 килограмм.
Не успел вернуться из этого похода, разобрать фотографии, написать обещанный народу отчет, как снова потянуло в дорогу. Видимо в «той» жизни я был путешественником.
Будущие маршруты мной уже выбраны (есть еще места на Полярном Урале, где я не бывал). Осталось определиться с ценой мероприятия, сложностью похода и в зависимости от этого набирать состав следующей группы. Главное – есть достойная цель и надежда.
... А может быть плюнуть на все и пойти одному, отрезав себя на месяц от этого бренного и такого суетливого мира!? Как вы считаете?
Форум
———
Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8 (812) 200-42-68 Алексей, для связи со мной нажмите кнопку 1.
———
Перезвоните мне пожалуйста по номеру. 8 (952) 275-09-77 Евгений.
———
Перезвоните мне пожалуйста по номеру. 8 (953) 367-35-45 Антон
———
Перезвоните мне пожалуйста 8(999) 529-09-18 Денис.
———
Перезвоните мне пожалуйста 8 (812) 200-40-97 Алексей.
———
Перезвоните мне пожалуйста 8 (812) 200-40-97 Алексей.
———
Перезвоните мне пожалуйста 8 (950) 046-30-37 Вячеслав.
———
Перезвоните мне пожалуйста 8 (962) 685-78-93, для связи со мной нажмите цифру 2, Евгений.
———
Перезвоните мне пожалуйста 8 (962)685-78-93 Денис.